Молодая красивая дрянь... (с) Есенин
Свершилось чудо, и к своим двадцати шести годам я все-таки добралась до знаменитого романа. Помимо, естественно, прочтения самой книги, я, как и положено истинному фанатику (да и просто со скуки на работе), посмотрела нашумевший французско-канадский мюзикл и, на этом месте можно начинать тыкать в меня пальцем и смеяться, диснеевский мультик. Осталось еще посмотреть русский мюзикл. Но запись-то вообще не об этом.

Человеческое сердце может вместить лишь определенную меру отчаяния.
Когда губка насыщена, пусть море спокойно катит над ней свои волны - она
не впитает больше ни капли. (с) Клод Фролло

На самом деле для меня взять в руки очередную книгу Гюго было решением серьезным, потому что "Человек, который смеется" я осилить не смогла, уж очень сильно автор любит описания, оказавшиеся для меня пыткой. С одной стороны это очень хорошо, ведь если внимательно вчитываться в его видение собственных декораций, строить их перед своим мысленным взором, то, конечно, целиком и полностью погружаешься в роман, представляешь его во всех деталях, ориентируешься в Париже того времени лучше, чем его собственные жители. Но я, к сожалению, не из таких. Мне нужно, чтобы сюжет начал свой бег на третьей странице и не сбавлял свой темп вплоть до самого конца. Я очень хочу пялиться на строчки, выпучив глаза, и читать с открытым ртом, чтобы ни о чем не думать, только разгребать руками океаны букв и слов. Так сказать, зайти в повествование по шею и иногда окунаться с головой.

На описания автор не поскупился и тут, и я мужественно сжимала челюсти, просматривая пейзажи по диагонали, а вот все остальное оправдало мои ожидания. Конечно, все герои гиперболированы не в меру, таких людей просто не может существовать. Пятнадцатилетняя цыганка, вся такая светлая, наивная и невинная... Нет, правда? Цыганка?! Архидьякон же бросается из крайности в крайность, поглощенный любовью до самой своей лысой макушки. С горбуном мне тоже не совсем все ясно, ибо в начале романа он показан озлобленным зверем, а ближе к концу прям нежным, но совершенно уродливым котеночком. Вот Феб - это да. Это именно тот тип героев, которых я люблю видеть в литературных произведениях. Он прост, как валенок, совершенно обычная солдатня со своими совершенно нормальными желаниями и принципами. Для тех, кто смотрел мюзикл, скажу - даже там он романтизирован. Что же говорить о диснеевском мультике, в котором он прям ангел, испускающий золотое синяние, и с которым у Эсмеральды потом любовь до гроба. На деле в "Соборе" он самый настоящий, ему нужно только выпить, подраться, бабубы, потом еще пару раз бабубы, и ему совершенно наплевать, каким образом ее взять. Врать о чувствах и высокой морали? Обещать золотые горы? А на деле просто хотеть вставить и забыть? Что называется, могу, умею, практикую. Феб у Гюго низкий мелочный человечишко, отличающийся везением и внешней красотой.

Что меня покорило, так это противопоставление чувств каждого из героев: их любовь совершенно разная, как оно и бывает.
  • Эсмеральда очень невинна и доверчива, и ее чувства к Фебу такие же: она смотрит ему в рот и покрывается красными пятнами от стыда, она готова простить ему все; она, на самом деле, просто рационализиует его поступки, ведь оправдания можно найти чему угодно, если хорошенько поискать. Она ради него на все готова. Вот эта детская влюбленность цыганской красавицы - наверное, знакома нам всем. Ведь все хоть раз в жизни придумывали оправдания для предположительно любимого человека.
  • Клод, будучи человеком в рясе, отдал всего себя Богу и Науке (и они не противоречат друг другу, представьте себе!), он подавил в себе плотские желания, ему все равно на женщин. Внутри у него, если можно так выразиться, давно уже все высохло. Поэтому ему и хватило одной только искры, чтобы он, бедняга, просто вспыхнул. Его чувства показаны эгоистичными и всепожирающими, они сожгли его - он сожжет все вокруг и объект своей любви в том числе. Он - ревнивец и собственник. Видеть Эсмеральду в чьих-нибудь руках, кроме как в своих, для него невозможно. Он готов одновременно и обладать ей насильно, столь велико его желание, и стелиться перед ней ковром, унижаться, целовать ее ноги... нет, даже не ноги - мостовую, по которой ступают они. Он болен ей. Ему проще уничтожить ее, чем отдать другому.
  • Квазимодо, отвратительнейший горбун, глухой из-за своей работы, одноглазый и кривой от рождения - он смирился со своим уродством, тем разительнее для него красота Эсмеральды. Его любовь чистая, настоящая, жертвенная. Он предпочтет глядеть на девушку издалека, лишь бы иметь такую возможность; он способен костьми лечь на ее защиту, лишь бы девушка была цела; он готов лично идти за ее возлюбленным, лишь бы она была счастлива. Он старается специально не попадаться Эсмеральде на глаза, лишь бы не смущать ее взор своим отвратительным видом. Он становится свидетелем любовной сцены между Фебом и Флер-де-Лис, но не говорит об этом девушке, чтобы не расстраивать красавицу, чем вызывыет ее недовольство. Он страдает от невзаимности, и тем не менее даже не помышляет о том, чтобы обладать цыганкой. Прекрасные светлые чувства. Такие красивые и такие выстраданные.
  • А вот Феб, на мой взгляд, вообще не способен любить. Для него это что-то мимолетное, какой-то пшик на горизонте слышимости. Для него нет разницы между любить и, прошу прощения, трахать. Это одно и то же, заключающееся в том, что он присунет в вожделенное тело. Имея прелестную невесту с богатым приданым (сам он имеет дворянство, но денег у него нету), он, как самый настоящий мужик, не может ею же и ограничиться. Эсмеральда нужна ему была чисто с горизонтальной точки зрения, Флер-де-Лис скорее с финансовой, и это очень неплохо, что при этом она хороша собой. Он даже верил в то, что любит свою нареченную, он хотел ее, очаровательно аргументируя это мыслями типа "неужели это такое преступление - отведать хлеба со своего поля до того, как он созреет?"
А что мне оказалось более всего приятно в романе я обзову спойлером и запихну под вот этот кат для тех, кто читал или кому наплевать на то, что я раскрою самые страшны тайны "Собора..."

Вот такая любовь.

@темы: О, дай мне, дай мне, дай мне удлинитель! (с)

Комментарии
15.03.2016 в 12:17

Хороший обзор
17.03.2016 в 18:53

Молодая красивая дрянь... (с) Есенин
Благодарю. Приятно такое читать)
17.03.2016 в 21:39

Мифа, у вас вообще хорошие рецензии) Живые такие
17.03.2016 в 22:28

Молодая красивая дрянь... (с) Есенин
:shuffle:
Вы прям заставляете меня смущаться) :shy: